Интервью генерального директора ОАО "Русские краски" В.Н. Абрамова журналу "Химкурьер"
В конце июля 2012 года Президент России Владимир Путин подписал закон о присоединении страны к Всемирной торговой организации. Это значит, что РФ после 16-летних переговоров станет членом ВТО. О том, как это скажется на состоянии той или иной отрасли российской промышленности, ведутся бурные дискуссии. В зависимости от сегмента рынка, прогнозы игроков кардинально отличаются, даже в пределах одной отрасли. О перспективах развития российского производства лакокрасочных материалов мы беседуем с генеральным директором компании «Русские краски» Валерием Абрамовым.
Валерий Николаевич, что ожидает российских производителей ЛКМ в 2013 году? Как вступление страны в ВТО скажется на развитии этого сектора российской промышленности?
Если говорить кратко, то в 2013 году российских производителей ожидают все те же сложности, что и в 2012-м: кардинально ситуация на рынке не изменится. Безусловно, какие-то перемены станут заметны уже в сентябре этого года, но они будут несущественными. На первом этапе начнут снижать ставки пошлин на ввозимое сырье, а не на краску, Рынок ЛКМ России достаточно развит, поэтому вхождение в ВТО напрямую не скажется на рынке. С уверенностью можно говорить о том, что объемы потребления не снизятся. Вариативность ситуации на рынке будет определяться изменением развития основных потребляющих отраслей.
В новых условиях членства в ВТО кому придется сложнее: производителям ЛКМ декоративного назначения или промышленных материалов?
Для рынка декоративных материалов в целом, и для производителей этой группы ЛКМ в частности, вступление России в ВТО, скорее всего, будет выгодно, нежели наоборот. Экономисты считают, что даже в переходный период доходы населения будут расти, а значит и закупки ЛКМ увеличатся. Я считаю, что потребление декоративных ЛКМ в ближайшее время сохранит существующие темпы роста. А значит, российские производители смогут удержать на рынке долю продукции, выпущенной на отечественных предприятиях при условии, что они смогут своевременно реагировать на изменения потребительских предпочтений.
На рынке промышленных ЛКМ сложится другая ситуация. Там, безусловно, будут происходить изменения, но они затронут далеко не все отрасли. Например, сейчас многие говорят о том, что первыми под «удар» попадут производители сельхозтоваров, а значит объемы закупаемой ими техники снизятся. Но, по моему мнению, это скорее паника, чем реальность. Возможно, снижение ставки пошлины на ввозимую сельхозтехнику и скажется на производстве этой продукции в РФ, но то количество отечественной техники, которое сейчас эксплуатируется аграриями, моментально на импортную заменить нельзя. Часть потребителей по причине ранее налаженных товарно-хозяйственных отношений будут по-прежнему закупать российскую технику. Таким образом, отечественные предприятия по выпуску этой продукции будут продолжать работать. Возможно, объемы сборки тракторов и комбайнов в РФ снизятся, но этот процесс будет достаточно длительным.
Если посмотреть, что в этом году происходит с «Ростсельмашем», то можно с Вами не согласиться. Объемы продаж сельхозтехники, выпущенной на этом предприятии, уже в 2012-м значительно уменьшились. Многие считают, что это происходит накануне вступления России в ВТО.
Я не считаю, что сокращение продаж сельхозтехники имеет отношение к тому, что аграрии ожидают сентября и все одновременно ринутся закупать импортную технику. По моему мнению, этот процесс обусловлен преимущественно тем, что сельхозпроизводители стали ее приобретать в меньших объемах. Это абсолютно объективные вещи, и сокращение закупок техники — явление ожидаемое. Вы посмотрите: правительство должно выделять на поддержку сельхозпроизводителей порядка 9 млд рублей в год, а фактически выдают 4–4,5 млд рублей в год. Поэтому я думаю, что процесс более глубинный, чем вступление в ВТО.
Но как бы не было сложно аграриям, а, следовательно, и производителям зерноуборочной техники и комбайнов, сказать, что эта отрасль прекратит свое существование нельзя. В России есть не один пример того, что предприятия даже при низкой рентабельности продолжают работать. Посмотрите на автопром. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, заводы продолжают функционировать. И даже если на предприятиях снижают объемы производства, то — постепенно. То же будет происходить и на российских заводах по выпуску сельхозтехники, а на ремонтных предприятиях еще длительное время будут обслуживать технику, произведенную в России.
Кому из производителей промышленных материалов будет сложнее пережить вступление России в ВТО?
Несмотря на многообразие ЛКМ промышленного назначения, выделить какой-то определенный сегмент, в котором резко обострится конкуренция российской и импортной продукции нельзя. Я считаю, что достаточно сложно придется абсолютно всем производителям промышленных лакокрасочных материалов. И это вполне объяснимо. Присоединение РФ ко Всемирной торговой организации станет мощным стимулом для крупных зарубежных компаний-производителей ЛКМ. Этот процесс подразумевает приближение наших законов к европейским. Следовательно, риски компаний снизятся, и они начнут активнее работать в России. Этот процесс уже отмечался в ходе становления рынка декоративных материалов. Если зарубежные производители построят здесь достаточно быстро свои предприятия, то исконно российским заводам будет намного сложнее продвигать свою продукцию. Причин для этого несколько. Буквально на поверхности лежат такие, как снижение зависимости стоимости материалов от валютных колебаний, более удобная логистика, сокращение сроков доставки продукции потребителям. Если же рассматривать рынок с точки зрения отраслей применения продукции, то конкуренция обострится во всех отраслях. Но конкурентная борьба усугубится только при сбыте дорогой краски. Рынок таких материалов, как ПФ-115 или же красок НЦ, без сомнения, будет принадлежать российским компаниям.
В РФ зарубежные производители строят два предприятия по выпуску промышленных ЛКМ. Это заводы компаний «Hempel» и «Jotun» . Ходили слухи о том, что PPG построит предприятие в России. Как скажется на развитии производства отечественных ЛКМ приход в РФ таких производителей?
Уже не первый год в России открываются предприятия по выпуску ЛКМ крупных зарубежных компаний. Доля импорта на рынке промышленных ЛКМ очень велика. И продукция тех компаний, которые сейчас строят заводы в России, уже занимает значительную долю рынка в таком сегменте как, например, судостроение. Однако, учитывая заявленные мощности, можно предположить: запуск производств в стране станет причиной обострения конкуренции и в других сегментах. Я думаю, что зарубежные производители будут вести наступательную политику во всех секторах рынка. Присутствие локальных производств зарубежных компаний приведет к тому, что они в РФ начнут выпускать продукцию для многих отраслей промышленности. Скорее всего, это будут ЛКМ для железнодорожного транспорта, машиностроения и многие другие виды, то есть производить будут продукцию для тех сфер, в которых не представлена продукция этих компаний в других регионах мира.
Напрашивается вопрос, а готовы ли потребители закупать дорогую краску вместо традиционно используемых материалов?
Мы отмечаем востребованность потребителями более современных технологий окраски и, как следствие, растущий спрос на краску класса «премиум». Но этот спрос имеет ярко выраженную территориальную зависимость. На окраску прогрессивными материалами переходят предприятия центральной части России. А вот в глубинке по-прежнему применяют старые технологии и, вероятно, в течение ближайших пяти лет ситуация не изменится. Но даже в структуре по регионам есть свои исключения. Например, в вагоностроительной отрасли есть такие компании как «Уралвагонмаш» или «Тверьвагонмаш», которые уже сейчас используют прогрессивные материалы. Таким образом, вопрос не столько в территориальном расположении компании, как в инвестициях в развитие. Кстати, у РЖД существует целая программа по строительству окрасочных камер для ремонтных работ. Часть потребителей, безусловно, со временем будут использовать качественную краску. Но период «перехода» достаточно длительный.
Вступление России в ВТО напрямую не предполагает ужесточения требований к экологичности лакокрасочной продукции, но связь все-таки есть. Как скоро потребители задумаются об этом аспекте?
ВТО никаких прямых требований к экологичности лакокрасочной продукции не выдвигает. Но есть сопутствующие моменты, которые связаны с гармонизацией законодательства. Те вопросы, которые ставит Reach или требования по ограничению содержания ЛОС, для России очень актуальны. К сожалению, у нас в стране все продвигается очень медленно. Даже технические регламенты уже несколько лет находятся в разработке. Хотелось бы верить, что ВТО станет стимулом для скорейшего принятия этих законов. Но, как показывает практика, потребители очень мало в них заинтересованы, а государство не может полностью контролировать их реализацию. А ПФ или НЦ, даже при условии принятия законов Reach, все равно будут использовать в оборонной промышленности, а значит — и во всех остальных сферах.
«Русские краски» — известная компания на рынке промышленных ЛКМ. Какие шаги вы планируете предпринять, чтобы удержать лидерство в индустрии промышленных покрытий?
Для минимизации рисков, обусловленных нашими промышленными проектами, мы будем развиваться в двух направлениях. Первое — разработка новых продуктов, необходимых конкретному потребителю. Второе — развитие сферы активных продаж. Наше будущее будет определяться этими двумя составляющими. И для того, чтобы мы смогли и в будущем быть успешными, мы стараемся удовлетворить требования клиентов, начиная от разработки продуктов и заканчивая сроками доставки.
У вашего предприятия существует план развития, по которому вы планируете расширить мощности выпуска декоративных материалов. Скажется ли на планах компании вступление РФ в ВТО?
План по расширению декоративного бизнеса у нас разработан уже достаточно давно. Но его корректировку мы были вынуждены провести еще в период кризиса. Да и сейчас российская экономика не располагает к масштабным инвестициям в производство. В настоящее время мы этот проект развиваем, но не теми темпами, как планировалось ранее. Ежегодно разрабатываем новые продукты и поступательно продолжаем расширять производство.
Не планируете ли вы создать СП по выпуску декоративных материалов, тем более, что такой опыт есть?
Договор с компанией «DuPont» был заключен для того, чтобы надолго остаться на рынке материалов для автомобильной отрасли. В вопросе продвижения декоративных материалов мы не видим такой необходимости. Как показывает мировая практика, рынок декоративных покрытий достаточно диверсифицирован, и на нем наряду с продукцией крупных мировых компаний представлены аналоги, выпущенные на небольших региональных предприятиях. Поэтому необходимости создавать СП нет. Альянс был бы необходим только при условии того, что нам нужно было бы значительно расширить долю продукции на рынке. Но сейчас это невозможно, поскольку на рынке острая конкуренция по цене. Мощности для «Ярославских красок» мы будем поэтапно модернизировать собственными средствами.
Какие меры российских производителей ЛКМ были бы целесообразными в условиях вхождение страны в ВТО?
Возможно, это прозвучит банально, но я бы рекомендовал держать руку на пульсе рынка и отслеживать конъюнктуру его развития. Надо стараться участвовать в максимально возможном количестве бюджетных и инвестиционных проектов развития других отраслей. 1% от стоимости проекта — цена краски. Даже минимальное участие в таких проектах дает определенный оптимизм, причем не только с точки зрения продаж, но и как вклада в развитие страны. К сожалению, сейчас мы мало используем синергию, которая была бы возможна при нашем объединении, И все же хотелось бы, чтобы мы объединились. В нынешних условиях нам было бы проще сохранить рынок и быть даже не на шаг, а, как минимум, на милю впереди импортеров.