Конкуренция в сервисе
Мы знакомим читателя с компанией «Русские краски» – лидером российского рынка ЛКМ, входящим в Топ-100 крупнейших лакокрасочных компаний мира. Генеральный директор предприятия Валерий Абрамов рассказал нам о предприятии и о состоянии отрасли, являющейся одним из важных потребителей продукции малотоннажной химии.
- Валерий Николаевич, насколько сложным является производство ЛКМ?
- Классическая схема включает в себя стадии диспергирования, смешения и колеровки. У себя мы еще осуществляем синтез связующего, что дает преимущества в части качества и экономики. Все продукты разработаны нашим научно-исследовательским центром. Создание ноу-хау требует наличия хорошей лаборатории и высококвалифицированных специалистов. Мы стремимся, чтобы уровень инфраструктуры, оснащения и технологий был современным. В цехах у нас преимущественно импортное оборудование, в т.ч. дисольверы (миксеры) и бисерные мельницы.
- Усложнилось ли производство красок за последние 20 лет?
- Да. Усложнились рецептуры: это 15-20 компонентов против прежних 7-10. Кроме того, повысились требования к качеству. ЛКМ создаются под конкретные задачи клиента. Изменилось сырье: сегодня у нас основа – не подсолнечное масло, а акриловые, полиэфирные и эпоксидные связующие. В краске стало гораздо больше импортных компонентов. Наконец, востребованы небольшие объемы, и это требует от производства гибкости.
- На каком уровне находится ЛКМ-отрасль России? Тяжело ли конкурировать с импортом?
- Российские лакокрасочники применяют те же технологии, что и иностранные; оборудование и сырье общедоступны. Но есть нюансы. В Европе институты при транснациональных компаниях разрабатывают новые технологии, но у нас нет к ним доступа. Российские производители опираются на мировые достижения уже в продукте, это похоже на роль догоняющего. Отечественные производители сырья могли бы подключаться и помогать нам создавать ноу-хау. Что касается конкуренции, то у иностранцев свои преимущества, начиная от финансовых возможностей и заканчивая тем, что они мыслят стратегически и реально умеют создавать уникальные продукты. Мы с ними конкурируем тактически: на уровне понимания требований к продукту.
- Существует ли у потребителей запрос на экологичность?
- Появление экологичных ЛКМ (в частности, воднодисперсионных) – вопрос не столько безопасности, сколько экономики. Воднодисперсионные ЛКМ дешевле, чем органоразбавимые, и потому их доля сильно выросла. Для нас экологичность – это вопрос стратегической конкурентоспособности и обязательное условие функционирования, учитывая что государство жестко регулирует вопросы производства и применения химических продуктов.
- Как повлияла на вас пандемия коронавируса?
- Компания была включена в список системообразующих предприятий, и персонал быстро адаптировался к требованиям профилактики. Но перейдя в онлайн-режим, мы потеряли личные связи с клиентами и партнерами, которые выстраивались годами. А наш бизнес развивается за счет коммуникаций. Например, вопросы технической поддержки без реального присутствия в процессе окраски не решить.
- Каково соотношение отечественных и зарубежных компонентов в вашей продукции? В СССР было иначе?
- Сырье – тяжелая тема для лакокрасочного бизнеса. Конечно, мы бы хотели, чтобы в России развивался сырьевой рынок: локальный продукт – это всегда плюс. У нас на «Русских красках» в тоннажном выражении примерно 60% – отечественное сырье. Это много, некоторые производители используют до 95% импорта. В СССР сектор был самодостаточен с точки зрения обеспеченности сырьем
- Мы не опаздываем с импортозамещением?
- В краске эта тема не настолько глобальная. Есть импорт, по цифрам – 15% рынка, и есть продукт, для нас конкурентный, но «собранный» на территории России, так как почти все транснациональные лакокрасочные компании создали здесь производства. Любой локализованный зарубежный производитель создает экономические риски, ведь он всегда может свернуть бизнес и уйти, мы же при любых условиях будем здесь. И государство должно политику импортозамещения понимать правильно.
- Учтены ли интересы российской ЛКМ-промышленности в планах Минпромторга России по развитию малотоннажной химии?
- Про малотоннажную химию много говорят. Есть идеи по организации производства смол, пигментов, растворителей, но когда дело доходит до бизнес-плана, энтузиазм пропадает: долго, дорого, да и высокие требования к качеству, к чему химические компании не готовы. Мы привыкли к большим объемам, но краска на этом фоне – мелкая тема. И похоже, что государство не особо стимулирует проекты, которые связаны с развитием МТХ.
- Насколько успешно получается отстаивать интересы отрасли на государственном уровне?
- В рамках Ассоциации производителей ЛКМ «Центрлак» мы пытаемся воздействовать на госпрограммы. Так, «Центрлак» внес вклад в разработку Постановления Правительства РФ №719, защищающего российских производителей. Однако пока оно не работает в должной мере. Или, например, Технический регламент «О безопасности лакокрасочных материалов». Его надо обсуждать, потому что авторы имеют слабое представление о воздействии лакокрасочного продукта и покрытия на окружающую среду и человека...
- Известны ли вам примеры успешных малотоннажных проектов?
- Да, но не без сложностей. Рядом с нами «Кинешемский пигмент» производит черный пигмент с красящей способностью, превосходящей иностранную сажу. Но чтобы его внедрить, требуется существенная переработка рецептур, на что мы не решились. Надеялись на производителя смол «Аллнекс», но они нашли более интересные рынки. Бизнес по производству фосфата цинка создал «Кронакрил» (г. Тутаев). Потребности российского рынка он закрывает. Но о глобальных проектах в «малотоннажной химии» мы не слышим.
- Готова ли компания перейти на российское сырье при условии сопоставимого с зарубежным качества?
- Так сложилось, что к российским сырьевым компонентам большое недоверия с точки зрения качества. Также распространено мнение, что отечественный продукт должен стоить дешевле импортного. Это неверно, сегодня конкуренция больше в сервисе, чем в цене. Поставщик сырья должен уметь работать с продуктом клиента, объяснять, как тот повлияет на себестоимость, помогать снизить риски перехода. Подобный опыт нарабатывается годами, и мы, несмотря на возраст предприятия, находимся еще в начале пути.
Беседовала Ирина Никишова
Специализированный отраслевой журнал "ЭЛЕМЕНТ"№ 1 (118) апрель 2021г.