Вход для партнеров
закрыть
Валерий Абрамов: «На 65% работаем на отечественном сырье»

В 1838 году купец Вахрамеев выстроил в Ярославле первый российский завод для производства красок. В конце XIX века это небольшое предприятие стало одним из крупнейших свинцово-белильных производств в России. Спустя более 175 лет оно по-прежнему остается флагманом отечественной лакокрасочной отрасли. Генеральный директор «Русских красок» Валерий Абрамов рассказывает, как управлять старейшим российским лакокрасочным предприятием согласно условиям нового времени.

Нужно ли сегодня стремиться к полному замещению импорта, или лучше заниматься налаживанием производства отдельных, наиболее важных материалов?

Любая страна стремится к замещению импорта, если она думает о качестве жизни своих людей. Страна обязана развивать внутренне производство. В 90-е годы прошлого века в России думали, что пока у нас есть нефть, есть деньги, мы все купим. Оказалось, что не все. При этом, когда покупаешь зарубежный продукт, то вкладываешь не в собственное развитие.

Предлагаете взять и все заместить?

Нет, зачем же все. Должна быть нормальная конкуренция. Невозможно сопротивляться глобальным процессам, происходящим в экономике. Но стараться все делать самим - нужно. В этом плане, глобальная конкуренция, которая появляется в России, еще раз доказывает, что нужно стремиться производить продукт качественнее и дешевле своих конкурентов. Это даже вредно полностью избавляться от импорта. Нужно создавать нормальную конкурентоспособную среду. Возможно где-то действительно есть смысл ограничить импорт, к примеру, в оборонной промышленности. Но в целом, нужно просто создать равные конкурентные условия для российских компаний и иностранных компаний, и государство должно заниматься устройством этих процессов.

Создается такое впечатление, что движение в сторону отечественного производителя возникло исключительно как ответ на западные санкции. Раньше подобных действий не было? Как давно вы поставили задачу заместить импортное сырье на отечественное?

Мы всю жизнь этим занимаемся. Нам 178 лет, и мы всегда работаем над этим. Посмотрим примеры из истории. «Русские краски» изначально занимались изготовлением лакокрасочных материалов для окраски автомобилей. В 1932 году ГАЗ наладил производство автомобилей вместе с компанией «Форд», в 1968 году ВАЗ работал с концерном «Фиат». Поставщиком лакокрасочных материалов были выбраны «Русские краски». Мы учитывали требования иностранных коллег к продукции, перестраивали производство, чтобы делать отечественный продукт, но, конечно, не без применения западных технологий. Однако, разрабатывая ЛКМ, мы старались сделать что-то свое, уникальное. Раньше институты работали над тем, чтобы продукты, которые мы закупаем на Западе, могли делать самостоятельно внутри страны, а теперь таких институтов нет.

Где сейчас этот научный потенциал, удалось что-то сохранить?

С наукой плохо сейчас, она фактически пропала, мы сами потеряли ее. Сегодня институты занимаются только тем, что сдают площади в аренду. Поэтому на каждом предприятии организованы собственные научные лаборатории. В нашей компании более 100 человек работают в технических центрах. Они изучают рынок, конкурентную продукцию, отслеживают новые виды сырья. Исходя из этой информации, мы формируем стратегию ведения бизнеса, разрабатываем конечный продукт.

Не каждая отечественная компания производящая ЛКМ, может себе позволить организовать такой научный центр в структуре, по какой причине?

Безусловно это тяжело. Маленьким компаниям это не по силам. Крупные, я считаю, обязаны иметь этот ресурс. Это одно из условий грамотной конкуренции.

Компания «Русские краски» за 2016 год, согласно внутренней статистики, выросла на 14 %. Чем обусловлен подобный рост, ставкой на научные разработки?

В какой-то степени, да. Ведь мы много материалов разрабатываем и выпускаем. Рынок сегодня активно диверсифицируется. В декоративно-строительных красках представлена продукция массового производства, в индустриальном все материалы, как правило, эксклюзивные и разрабатываются по требованиям потребителя, под его технологию нанесения.

Исходя из сегодняшней рыночной конъюнктуры, на какой сегмент компания «Русские краски» делает большую ставку на массовый или на промышленный продукт?

С одной стороны, мы к массовости стремимся, с другой — понимаем, что узкие сегменты, в перспективе, тоже могут стать массовыми. Раньше мы выпускали материалы партиями, к примеру, по 12 тонн в месяц. Сейчас потребитель старается заказать небольшую партию, но эксклюзивного продукта. Мы вынуждены свой продукт модифицировать под новые запросы заказчиков. У нас есть группа антикоррозионных материалов, можно сказать, что это массовый сегмент. Однако внутри него есть разные линейки материалов: есть подевле и подороже; с разными техническими характеристиками и методами нанесения. Кому-то нужно покрасить на год, кому-то на пять лет, а кто-то хочет, чтобы окрашенная конструкция служила более 15 лет. Краски сегодня - это уже не отдельный продукт, это система: грунтовки, шпатлевки, базисные эмали, покрывные лаки, ускорители сушки, отвердители, растворители, сопутствующие товары. До начала 2000-х годов наша компания выпускала около 350 различных видов продукции, сегодня мы производим более 1200.

За счет чего «Русским краскам» удается работать в сложных конкурентных условиях и успевать соответствовать новым требованиям потребителей?

Важно понимать желания рынка, его конъюнктуру, внимательно реагировать на запросы, если нам важен стабильный объем производства. Потребитель хочет много разных материалов с высокими качественными показателями - это одна ситуация. Потребитель хочет приобрести большой объем, но простого и недорого продукта — это другая. Все нужно учитывать и быть готовым оперативно реагировать. Из этого формируются разные производственные стратегии: массовое производство или эксклюзивное. Необходимо выбрать ниши, которые вы хотите занять. Мы для себя выбрали, для каждой подготовили комплекс материалов. К примеру, сегмент авторемонтных ЛКМ, кроме широкой цветовой гаммы, мы предлагаем материалы разных ценовых уровней, фасовки и технических характеристик. Мы можем дать заказчику комплекс материалов. Сегодня потребитель не хочет приобретать необходимые продукты у разных производителей. Ему нужно, чтобы весь комплекс лакокрасочных материалов был в одном месте, скажем, шпатлевка и грунтовка, база, цвет, лак. Поэтому когда мы разрабатываем линейку продуктов, мы синхронизируем все материалы между собой, чтобы система отвечала комплексу задач: цвет, стойкость,защитные свойства, долговечность.

Чтобы производить различные, в том числе и технологичные материалы, необходимо специальное оборудование. Компания «Русские краски» работает на отечественном или зарубежном оборудовании?

У нас сегодня больше импортного оборудования. В начале 2000-х годов мы провели масштабное перевооружение производства, закупили испанское и немецкое оборудование - дисольверы, бисерные мельницы, реакторы для синтеза лаков и смол, — то в основном это импорт. Есть типы емкостного оборудования, где и отечественные установки хороши, например, дежи. Мы не используем отечественное оборудование, еще и потому что на нем наши специалисты не могут достигать требуемого качества. Когда у нас высококонкурентный рынок, мы не готовы рисковать. Год назад мы поставили китайское оборудование. Поняли, что установки имеют свои ограничения, к примеру, по степени перетира. Это значит, что на этом оборудовании сможем изготавливать только декоративно-строительные материалы, а для окраски автотранспортных средств на конвейере - нет. Для этих целей используем немецкое оборудование, которое гарантировано обеспечит нашим материалам заданные параметры.

То есть качество конечного продукта зависит исключительно от оборудования, технологической линии?

Оборудование - это немаловажный фактор, но и от сырья тоже многое зависит. Сырье может не достигать требуемых свойств в одном оборудовании, а в другом наоборот - получается то, что нужно. Любое сырье, как и оборудование имеет технологические особенности. К примеру, форма и размер перемешивающего устройства, возможности варьирования скорости перемешивания, разный угол наклона лопастей, - соответственно конечный продукт будет иметь разные качественные показатели. Нужно понимать, что оборудование — это не только железо, это еще и технология. За западными компаниями, производящими оборудование, стоит большой опыт. Многие технологические премудрости лакокрасочников они освоили у себя, не раз модернизировав оборудование, чтобы соответствовать требованиям производителей ЛКМ. Конечно, мы стараемся покупать проверенное оборудование. В России, например, могут изготавливать дисольверы. Емкость, мешалка, двигатель, частотник - все. Но нам важна и технологическая конструкция, и из какого металла будет сделана установка. Однажды мы приобрели импортное оборудование, но в нем приходилось часто менять некоторые детали, так как они быстро изнашивались. В итоге разработали собственные - поменяли металл, доработали конструкцию. Таким образом, решили проблему. Когда на завод приехали представители компании-производителя и увидели, что мы поставили собственные детали, решили доработать свое оборудование, учитывая наш опыт. Бывают моменты, когда нам особенно важны какие-то технологические особенности. Тогда параметры оборудования задаем самостоятельно. Раньше мы не особо задумывались над этим, брали готовые установки и были уверены, что оборудование, сделанное в Европе, точно будет работать как нужно. С опытом приходило понимание, что оборудование нужно делать под себя, под наши технологические особенности и кадровые возможности.

На сегодняшний день, если коснуться вопроса сырьевой базы отечественных ЛКМ, «Русские краски» на сколько процентов русские?

Если считать в тоннаже, то в сырьевой составляющей 60% отечественного сырья. В строительных материалах - 80%, в индустриальных материалах - 30-35%, в автомобильных - 20%, авторемонтных - 45%. В разных сегментах по-разному. Здесь не все зависит от нашего желания. Мы идем от потребителя. Если нужны определенные свойства материалам, то возникают соответствующие требования к сырью. К примеру, диоксид титана. Есть отечественный продукт и есть - импортный, и они сильно отличаются друг от друга по качественным показателям. Соответственно и эмали, изготовленные на этих пигментах, также сильно отличаются, в частности по цвету, по соответствию эталону цвета. В результате автозаводы, заказчики белого цвета, отдали предпочтение материалу, разработанному на импортной двуокиси титана. Дизайнеры автомобилей стремятся, чтобы цвет был визуально привлекательным. Сегодня популярны эмали на основе алюминиевых и перламутровых пигментов, так называемые "эффектные эмали", но пигменты для их производства в России никто не делает и мы вынуждены закупать их заграницей. Если мы красим железнодорожный транспорт, к примеру, вагоны-хопера, то требования к цвету здесь не такие жесткие. И тогда возможно использовать пигменты подешевле — китайские, или российские. Все зависит от жесткости требований заказчика к стойкости цвета покрытия в период эксплуатации изделий. Если сделать материал с использованием импортных пигментов, то стойкость цвета гарантированно будет сохраняться до пяти лет. На отечественном пигменте - год. При этом стабильности свойств мы добиваемся за счет сырья и технологий.

Какова тенденция потребительского спроса? Чаще выбирают дешевые и простые материалы?

Доля дешевого велика. Эта тенденция сильно проявляется в сегменте строительных красок. Но надо учесь, что дешевое — не значит плохое. Если люди покупают этот продукт, значит они им удовлетворены. Человек руководствуется собственными потребностями и возможностями.

После того как правительство России начало проводить политику импортозамещения удалось добиться заказов от госструктур, может от оборонной промышленности?

Мы далеки от оборонки. Честно говоря, мы никогда не были в этой сфере. Был у нас заказ от Минобороны на краску для военной техники. Мы сделали этот сложный продукт, сегодня пытаемся войти с ним на этот рынок. Но это нелегко. В перестроечное время зарубежные компании заняли этот рынок. PPG, AkzoNobel, Jotun и Hempel поставляют в Россию хорошие лакокрасочные материалы. Потребители привыкли к тому, что у них нет технических проблем и менять что-то не хочется. Учитывая российский менталитет, что все иностранное лучше, даже если дороже, сложно что-то изменить. Поэтому даже если твой продукт конкурентоспособный и дешевле, экспериментировать никто не хочет.

С одной стороны у наших компаний достаточно много иностранных конкурентов, с другой всегда найдутся недобросовестные среди своих? Насколько сегодня рынок свободен от контрафактной, фальсифицированной продукции?

Отдельные случаи фальсификации есть. Но меньше, чем это наблюдалось в начале 2000-х годах. Тогда было мало известных брендов. Все пытались сделать продукты, наклеивая этикеты известных фирм на свои банки. Сейчас эта тенденция прошла. Все научились брендингу своего продукта. Законодательство пытается остановить эти процессы фальсификации, однако контроль по-прежнему слабый. Мы в своей практике сталкиваемся с этим, но это единичные случаи. По АО "Объединению «Ярославские краски» один-два случая бывает в год. Как правило, мы даже специально не отслеживаем эти ситуации, выходим на такие факты, скорее, случайно. У нас широкая сеть дистрибьюторов, они быстро реагируют на подобные случаи. Тогда мы какие-то законные механизмы применяем. К примеру, делаем контрольные закупки, обращаемся к правоохранительным органам. Однако специальных механизмов для отслеживания этих ситуаций лично у нас нет. Контрафакт, как правило, возникает там, где лакокрасочный материал продается в мелкой фасовке. У нас эти материалы фасуются в банки из литографированной жести. Их подделать сложно, не достаточно приклеить бумажную этикетку. Но есть другие проблемы, которые, на мой взгляд, глобальнее фальсификата. Производитель поставляет готовую продукцию, указывая на этикетке требуемые параметры. В действительности краска в этих банках намного того уровня, что декларируется. Или выходят на рынок с хорошим по качеству продуктом, а дальше начинают опускать его уровень. Эти действия дискредитируют отечественные лакокрасочные материалы.

В стремлении соответствовать всем требованиям своих заказчиков, подстраивая свое производство под нужды каждого, крупнейший российский производитель ЛКМ — компания «Русские краски» рискует стать предприятием, объединившим несколько мелкосерийных производств?

Это было бы идеально. Если бы на любой запрос, мы отвечали востребованным продуктом. Это был бы лучший сервис. Когда у производителя есть промышленная колеровка он может сделать любой материал. С такими технологиями ты быстро реагируешь на требования потребителя. Пока «Русские краски» не настолько гибкие. Иногда приходят заявки на 16 цветов. Собрать этот комплект нужно быстро. Тут либо склад держать, либо предприятие обладает гибкой технологией производства. Внедрение подобных технологий — это вопрос финансов и времени.

Компания «Русские краски» в 2016 году отметила 15-летие бренда Vika. Что дальше будем красить, может койл-коатинг освоим?

Мы были первыми в России, кто создал реальный лакокрасочный бренд — «Ярославские краски», он жив и сегодня. Ну, все же мы не самый крупный игрок на российском рынке. Мы активные, продвинутые, стараемся уделять больше внимания маркетинговой составляющей в нашей работе, особенно в авторемонтном и в декоративном направлениях. Открытых ниш на рынке лакокрасочной продукции не бывает, все занято. В целом, этот рынок специфичен и имеет несколько стадий развития. На каждую приходится около 50 лет. То что было актуально в индустрии 20-30 лет назад, оно живо и сегодня. Ничего нового не появляется. Возникают новые тренды, к примеру, порошковые краски. В России эта технология давно известна, но применялась на уровне окраски труб. Эта тема получила развитие в начале 2000-х годов. Мы были одними из первых, кто начал разрабатывать это направление. Койл-коатинг появился в России позже, сейчас этим направлением активно занимается отечественное предприятие ЗАО НПК "ЯрЛи". Конечно, мы можем и койл-коатингом заняться, но мы выбрали для себя приоритеты в индустриальной тематике, и будем этому следовать. Есть наши бренды как PRODECOR, «Стрела», «Линия». Сейчас осваиваем материалы для деревообрабатывающей индустрии. Надо набираться опыта, заниматься продуктом, постоянно его совершенствовать, подстраивать под требования клиента. Это требует времени. «Линию» мы начали семь лет назад с производства 500 тонн продукции, сегодня делаем более 2,5 тысяч тонн. В любом секторе на лакокрасочном рынке сильная конкуренция, нет сегодня неконкурентных тем в краске. В целом, как и прежде, на российском рынке две стратегии развития: производим мало и дорого, или много и дешево.

Какой стратегии придерживаются «Русские краски»?

В разных рынках у нас разные стратегии. Мы стараемся предложить комплексные решения. У нас есть разные продукты и по цене и по качеству. Нужно видеть и учитывать разные факторы своей стратегии. Важно учесть региональню составляющую. В одном регионе можно заниматься продажей только белой краски, а в другом будут востребованы цветные. Учесть все, и предоставить качественный продукт, исходя из запросов клиентов — вот стратегия «Русских красок».

 

ЛКМ ПОРТАЛ